Без подола Киев невозможен Леонид Духовный (авторство спорно)
ПЛАГИАТОРОВ - К ОТВЕТУ?
Форум киевского клуба авторской песни АРСЕНАЛ http://www.arsenalclub.org/frmНесколько лет назад Игорем Ефимовым была написана статья о
предполагаемом авторе песни "Подол". Вкратце - речь там идет о том, что в
1992 году в Киеве объявилось целых два автора (вернее - претендента на
авторство) песни "Без Подола Киев невозможен" - Юрий Морозов и Леонид
Духовный. Оба предъявляли справки об авторстве из РАПП, подписанные
одним и тем же чиновником. В итоге редакция киевской газеты, к которой
аппелировали оба претендента, сказала, что если уже сами киевские евреи
не могут разобраться, кто написал песню, то она (редакция) и подавно.
Вот
какие страсти творились в Киеве! Жаль, не получило это дело
всероссийского резонанса... (а может и получило, да мимо меня прошло).
По крайней мере, о судебном решении, ежели таковое и состоялось,
общественность проинформирована плохо... Впрочем, мы отвлеклись от
статьи. Далее Игорь Ефимов приводит убедительные доказательства того,
что автором этой песни является Григорий Бальбер. Который, кстати, в
недавнем телефонном разговоре с Игорем Ефимовым подтвердил свое
авторство. Однако, доказательства оказались убедительными все-таки не
для всех, потому что в печати время от времени все равно всплывает в том
или ином виде авторство Духовного.
А не так давно тема получила
интересное продолжение. Вот письмо, с разрешения автора любезно
предоставленное нам сайтом "В нашу гавань заходили корабли":
"Здравствуйте,
редакция! Я,Эдуард Чеблатов, могу пролить свет на эту тему. С вашего
позволения немного истории. В 1968 году я в связи с женитьбой переехал
из Одессы в Киев. С 62г. я увлекся туризмом, а он тогда был повязан с
самодеятельной песней. В Киеве я стал водить в походы своих коллег.
Среди них однажды оказался Л. Духовный. Туристских песен он не знал и
вначале мне аккомпанировал, а потом разучил песни, и мы стали петь
дуэтом. Однажды на туристском слете я познакомился с председателем
киевского клуба песни. Так мы попали в клуб и стали выступать на
концертах и конкурсах. Мы также организовывали ежегодные поездки коллег
зимой в Карпаты, где развлекали народ песнями. Своих песен у нас не
было. Пели то, что вылавливали на больших слетах или на конкурсах
самодеятельной песни. Мы специализировались на шуточных песнях, что в
свое время было высоко оценено. В 1973 году мы стали лауреатами
Куйбышевского фестиваля. У меня есть вырезка из журнала "Турист", где
среди всего прочего на фото в чайхане я с гитарой (Леонид сидел рядом и в
кадр не попал). Однажды наша коллега, которая с нами часто ездила в
Карпаты, принесла песню "Подол". Песня нам очень понравилась, но петь
"Ох, как нужен пулемет! Может быть тогда поймет тот, кому не сиживать в
раю." мы не стали. Сказано это было по поводу тех, кто рушит Подол и
строит новые дома, т.е. нашей власти. Духовный эти слова переделал:
"Если б дед из яра встал, он, наверное, сказал то же, что и я вам
говорю". В конце последнего пропева мы одно время переходили на: "Улица,
улица, улица родная Мясоедовская улица моя". Но я как-то натолкнулся на
"Подоле" на улицу Константиновскую. Костя - это же уважаемое имя в
городе герое Одессе! И мы запели: "...Константиновская улица моя." Вот я
и говорю: я присутствовал при вручении Ларисой Булава
(инженер-конструктор отдела нестандартного оборудования, НПОВПКТИ
"Стройдормаш") текста песни "Подол", и разучивал вместе с Духовным. Еще
раз повторяю, что с 1968 по 1990 г. выступал с Духовным. А прекратил
сотрудничество, да и общение, когда столкнулся с многочисленными фактами
плагиата, да и просто лжи. Никаких 200 песен он не писал. А на свои
тексты от силы 8 песен. Спасибо за внимание. Успехов Вам. Э. Чеблатов".
Ну
что ж, с Духовным, как будто все ясно... Впрочем, если кто-то имеет
возражения по существу рассказанного Эдуардом Чеблатовым, - всегда может
их изложить.
Что же касается господина Морозова, то я с тех пор о нем просто ничего не слышал...
Но
тут хочется поставить вопрос несколько ширше. Как говаривал наш
известный в мире шансона друг Миша Дюков - "У каждой песни есть автор,
надо только поискать как следует". Вот, исходя из этого, Михаил ищет и
находит авторов некоторых известнейших блатных песен.
Но
извините! - не могу согласится я с тезисом Дюкова! Нет, изначально-то,
конечно, - автор у каждой песни есть. Ну и что? Блатные, да и вообще
народные песни, кочуя подолгу из уст в уста изменяются прямо до
неузнаваемости, пока устоится какой-то более-менее "канонический" текст.
Так что можно говорить разве что о "родоначальнике" песни.
Вероятно,
исходя из этого, человек изменивший пару слов в народной песне,
претендует на соавторство, а дописавший куплет - и подавно. Да и во
здравие - ведь есть же такая формулировка: "песня в обработке
такого-то". Хоть народная, хоть конкретного автора. Только это уже
никого не устраивает - с "обработки"-то авторских не получишь...
Однако
вернусь к "Подолу". В магнитофонное время все происходит немного не
так... Песня уже кочует не изустно, а на ленте, ее изменения можно
худо-бедно отследить, и выяснить авторство-соавторство разных вариантов.
Да и не так давно она написана, чтоб оторваться от своего настоящего,
изначального автора, - Григория Бальбера. Но велик, велик у людей
соблазн воспользоваться неразберихой советского подполья, и решить, что
концов уже никто не найдет...
Однако, как бы это странным не
показалось, лозунг "Плагиаторов - к ответу!", думаю, нам выдвигать не
стоит. Заинтересованные лица могут решать это все в юридическом порядке.
А так... ну кто помешает ушлым людишкам объявлять себя авторами песни,
которую не писали; и стричь на этом деньги и славу, или даже просто
тешить свое мелкое тщеславие... И ничего в этом страшного - людей
нае...ть нетрудно; самому поверить в свое вранье, в конце концов, -
тоже, а загробной жизни не существует, ведь правда?
|